ВСМПО-Ависма является крупнейшим производителем титана в мире
Корпорация производит продукцию из титана, титановых сплавов, прессованные крупногабаритные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Где у ВСМПО-Ависма партнеры
У Ависмы 350 партнеров в 50 странах мира, в том числе ведущие мировые авиа- и двигателестроительные компании, включая Boeing, Airbus, Embraer, Rolls-Royce и др. у которых есть определенная зависимость от компонентов Ависмы.
После 24 февраля только Boeing пока объявил о приостановке закупок с уральского предприятия. Но и даже если бы контрагенты захотели сменить поставщика на это уйдут годы, поскольку никто пока в мире больше не производит нужные детали, в нужном объеме и нужного качества.
История
Компания основана в 1933 году, штаб-квартира расположена в Верхней Салде, Урал, Россия.
Компанию никак нельзя назвать растущей, основные показатели, такие как выручка, чистая прибыль, операционный и денежный потоки последние годы стагнируют. Тем не менее, Ависма это стабильно прибыльный бизнес. Такой неплохо держать в дивидендном портфеле, но… Дивиденды Ависма платила дважды в год до 2019 года включительно, а затем была лишь одна выплата ₽563 рублей в июле 2022 года.
Проблемы ВСМПО-Ависма
И вот здесь начинаются проблемы, поскольку Ависма работает для военно-промышленного комплекса. Отчетность последний раз была за первое полугодие 2021 года, то есть инвесторы уже больше года не в курсе что, собственно, происходит в бизнесе. Только эти два факта уже отбивают желание покупать у большинства инвесторов.
Конечно, у такого бизнеса есть преимущества. Это и долгосрочные контракты и защита от санкций и всё ещё уверенное положение на рынке. Чтобы кому-то свалить крупнейшего игрока в мире, нужно очень много ресурсов, которых пока никто набрать не может.
Риски ВСМПО-Ависма
Но есть и очевидные риски. Это и желание крупнейших клиентов перестать зависеть от компании и обещанное руководством перепрофилирование, которое может занять очень много времени. Вполне возможно, что придется менять не только авиапроизводителей, но и целые отрасли для которых работает ВСМПО-Ависма. Тем более, что гражданских самолетов в последние годы выпускается мало.
Кроме того, компания стоит 48 годовых прибылей без роста и дивидендов — это просто фантастика.
Выводы
У Ависмы долгосрочные контракты, да, компания крупнейший титановый бизнес мира. Но выручка шла на 80% из США и ЕС, которые всеми усилиями будут стараться перестать зависеть от уральской компании. Сама Ависма заявляет, что может из оборонки и авиастроения перейти в мирные ниши, «от медицины до бытовой и пищевой промышленности».
Сколько времени займет такая переориентация бизнеса можно только гадать, так как руководство компании закрыто для инвесторов. То есть сам бизнес сейчас — это черный ящик. Ни отчетов, ни созвонов, ни регулярных интервью руководства компании. Ависма в инвесторах не заинтересована, почему нам стоит быть заинтересованными в ней? Тем более, что это очень дорогой бизнес не растущий и не выплачивающий регулярные дивиденды.